Александр III

Александр III: человек и политик.

Будущий император Александр III (рис. 1) родился 26 февраля 1845 г. в семье Александра II и Марии Александровны Романовой. Поскольку он был вторым сыном в императорском семействе и вряд ли мог рассчитывать на занятие престола, ему была уготована чисто военная карьера. Однако, несмотря на это обстоятельство, он получил блестящее военное и основательное общее образование по курсу Академии Генерального штаба и юридического факультета Петербургского Императорского университета. Поэтому оскорбительные измышления ряда современных историков (Н. Троицкий, П. Зырянов) о том, что он был «умственным пигмеем» и «венценосным Митрофанушкой» лишены каких-либо серьезных оснований.

Александр III

Рис. 1. Александр III (Источник)

В 1865 г. в Ницце скончался его старший брат, цесаревич Николай Александрович, и совершенно неожиданно 20-летний Александр стал наследником престола и получил официальный титул цесаревича. В 1868 г. он стал членом Государственного Совета и Комитета Министров, постоянно принимая участие в их заседаниях. А затем был назначен верховным атаманом всех казачьих войск Российской империи и командующим гвардейскими полками, расквартированными в Петербурге. В ходе русско-турецкой войны 1877–1878 гг. наследник престола командовал Восточным (Рущукским) отрядом и показал себя незаурядным тактиком и стратегом.

Александр III всегда интересовался музыкой и изобразительным искусством, но его истинной страстью была история. Именно он был инициатором создания и первым председателем Русского исторического общества, занимался коллекционированием предметов старины и реставрацией культурных и исторических памятников России.

Будущий российский венценосец обладал необычайной силой и хорошей физической подготовкой. Был примерным семьянином, и, в отличие от своего отца и дяди, не заводил бурных романов на стороне, не любил интриганов и льстецов, был скромен и неприхотлив в быту, сдержан и немногословен, и не транжирил государственную казну на развлечения и прихоти собственного семейства и многочисленной своры великих князей и княгинь и их прихлебателей и фаворитов.

По своим политическим взглядам и философским воззрениям Александр III был прирожденным консерватором, особо почитавшим многовековые исторические и национальные традиции России и ее народа. Однако он не был реакционером и ретроградом, как это преподносили в советской и до сих пор преподносится в постсоветской историографии.

Идеологическая и организационная подготовка контрреформ

После убийства и похорон Александра II8 марта 1881 г. в Комитете Министров под председательством Александра III состоялось обсуждение конституционного проекта М. Лорис-Меликова (рис. 2). В поддержку этого проекта выступили председатель Государственного Совета, Великий князь Константин Николаевич, председатель Комитета Министров П.А. Валуев, военный министр Д.А. Милютин, министр юстиции Д.Н. Набоков и министр финансов А.А. Абаза, которые считали, что верховная власть должна пойти навстречу либеральной оппозиции и привлечь ее на свою сторону. Однако с резкой критикой этого проекта выступили сам Александр III, обер-прокурор Святейшего СинодаК.П. Победоносцев, министр путей сообщения К.Н. Посьет и члены Государственного СоветаС.Г. Строганов и Л.С. Маков. В результате участники совещания приняли решение передать данный проект на рассмотрение Особой комиссии, которая так ни разу и не собралась.

Конституционный проект Лорис-Меликова

Рис. 2. Конституционный проект Лорис-Меликова (Источник)

10 марта 1881 г. Исполнительный комитет «Народной воли» предъявил Александру IIIписьмо-ультиматум, в котором предлагал российскому самодержцу добровольно отказаться от престола и даровать России конституционное правление. В противном случае они обещали развернуть новую, еще более мощную волну террора. В этой ситуации Александр III выехал из Петербурга под усиленный караул в Гатчину и, по совету главы Комитета Министров графа П.А. Валуева, на случай непредвиденных обстоятельств назначил своим регентом родного брата Владимира Александровича. Было видно, что власть напугана революционным террором и пока не знает, что предпринять.

3 апреля 1881 г. в Петербурге были казнены наиболее видные «первомартовцы», и власть стала с ужасом ждать новых покушений. Но прошло несколько недель, а революционный лагерь так и не предпринял каких-либо решительных акций и Александр III воспрянул духом. 29 апреля 1881 г. был обнародован написанный К. Победоносцевым царский Манифест«О незыблемости самодержавия», в котором было заявлено, что новый император будет всячески «утверждать и охранять для блага народного самодержавную власть от всяких на нее поползновений».

Одновременно с изданием Манифеста отставку получили министр государственных имуществ А.А. Ливен и министр народного просвещения А.А. Сабуров. А на следующий день в отставку подали все выдающиеся представители «либеральной бюрократии» М. Лорис-Меликов, П. Валуев, Д. Милютин и А. Абаза. Новым военным министром стал П.С. Ванновский, министерство финансов возглавил Н.Х. Бунге, главой министерства государственных имуществ был назначен М.Н. Островский, а новым министром внутренних дел и председателем Комитета Министров стал граф Н.П. Игнатьев. Тогда же в отставку был отправлен Великий князь Константин Павлович, известный своими либеральными взглядами, и новым председателем Государственного Совета стал Великий князь Михаил Николаевич.

Непродолжительный период правления графа Н. Игнатьева историки традиционно называют «эпохой лавирования», когда вокруг трона противоборствовали две партии – «мягких» и «твердых» консерваторов – и когда сам царь еще не решил, кому из них отдать предпочтение. Первая партия, возглавляемая самим Н. Игнатьевым, считала, что наряду с ужесточением борьбы с революционным подпольем необходимо предпринять целый ряд мер, направленных на привлечение либеральных слоев общества на сторону правительства. Вторая партия, лидерами которой являлись К. Победоносцев (рис. 3), М. Островский и М. Катков, была сторонницей предельно жестких мер в отношении революционеров и выступала против любого заигрывания с либеральной общественностью.

К.П. Победоносцев

Рис. 3. К.П. Победоносцев (Источник)

В связи с этим обстоятельством во внутренней политике самодержавия проявлялось постоянное блуждание. С одной стороны, в августе 1881 г. вышло правительственное распоряжение «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», по которому министру внутренних дел и всем руководителям губерний было дано право объявлять на вверенных им территориям чрезвычайное положение, приостанавливать деятельность уездных земств и городских дум, закрывать любые торговые и промышленные предприятия и органы печати, арестовывать и предавать военному трибуналу всех неблагонадежных лиц, подозреваемых в антигосударственной деятельности, и т. д.

С другой стороны правительство Н. Игнатьева осуществило ряд важных начинаний либерального толка. В частности, в ноябре 1881 г. распоряжениемправительствабыла учреждена Особая комиссия для составления проекта преобразований местного управления под председательством члена Государственного СоветаМ.С. Каханова. В мае 1882 г. Н. Игнатьев представил Александру III проект созыва совещательного Земского Собора, приуроченного к коронационным торжествам в Москве, намеченным на май1883 г. Однако под давлением К. Победоносцева и М. Каткова этот проект был отвергнут, а сам генерал Н. Игнатьев отправлен в отставку, и новым министром внутренних дел и председателем Кабинета Министров был назначен граф Д.А. Толстой.

Таким образом, в июне 1882 г. к власти в стране пришла партия твердых консерваторов, лидерами которой были сам Д. Толстой, его заместитель, генерал И.Н. Дурново, обер-прокурор Святейшего Синода К. Победоносцев и редакторы двух влиятельных правительственных газет – «Московских ведомостей» – М. Катков и «Гражданина» – В. Мещерский. Именно этот квинтет и определял внутреннюю политику самодержавия в первые годы правления Александра III.

 Городовой (открытка)

Рис. 4. Городовой (открытка) (Источник)

Надо сказать, что в советской исторической науке (А. Зайончковский, Н. Троицкий, В. Чернуха) политический курс нового правительства традиционно называли продворянским иутверждали, что он отвечал только интересам дворян-крепостников, которые открыто требовали восстановления крепостного права и отмены всех либеральных начинаний предыдущего царствования. Однако в настоящее время целый ряд авторов (П. Савельев) справедливо полагает, что подобная оценка политического курса Александра III не соответствует действительности, поскольку сам император исходил из принципа отеческого попечительства над всеми сословиями.

В 1885 г. в журнале «Русский вестник» была опубликована статья «Современное состояние России и сословный вопрос» предводителя дворянства Симбирской губернииА.Д. Пазухина, в которой прямо заявлялось о необходимости восстановления всех сословных привилегий дворянства и проведения новой реформы земских и городских учреждений на сословных началах.

Граф Д. Толстой сразу обратил внимание на эту статью, и вскоре А. Пазухин, возглавив канцелярию Министерства внутренних дел, получил поручение начать разработку проектов новых реформ, в частности нового «Положения о земствах».

21 апреля 1885 г., в день столетнего юбилея екатерининской «Жалованной грамоты дворянству»Александр III обнародовал высочайший рескрипт, адресованный благородному российскому дворянству, в котором были официально изложены все основные положения новых преобразований, получивших в либеральной (А. Корнилов) и советской историографии (П. Зайончковский) название контрреформ.

Надо сказать, что в советской историографии (П. Зайончковский, Ю. Соловьев, В. Чернуха) в это понятие традиционно вкладывался сугубо отрицательный смысл и ставился знак равенства между понятием «контрреформы» и «реакция». Однако, по мнению ряда современных авторов (П. Савельев), данная трактовка контрреформ не вполне корректна, поскольку не во всем и не всегда правительство Александра III отрицало то, что было сделано в эпоху Великих реформ. В одних сферах (местное управление, судебная система)произошел определенный откат назад, но в других сферах (военное строительство, государственная безопасность, экономика, финансы) наблюдался заметный прогресс. При этом необходимо учесть, что это были не спонтанные шараханья из стороны в сторону, а продуманная программа консервативных реформ, имевшая под собой теоретическую базу. В частности, в основу новой реформы местного управления вместо прежней «общинной» теории была положена теория «государственного самоуправления», авторами которой были известные немецкие правоведы И. Гнейст и Г. Штейн. Вместе с тем, в настоящее время ряд авторов (А. Боханов), будучи откровенными панегиристами и апологетами Александра III, вообще отрицают само понятие политики контрреформ.

Контрреформы 1889–1892 гг. и их содержание

1. Первым законом в программе контрреформ стало «Положениео земских участковых начальниках», которое должно было нейтрализовать главный результат Великих реформ – отмену крепостного права. Многие статьи этого «Положения» были настолько консервативны, что из 52 членов Государственного Совета за его принятие проголосовали всего 13 вельмож. Однако, пользуясь своим конституционным правом, Александр III подписал этот законопроект, и он получил силу закона 12 июля 1889 г. Это «Положение» распространялось на 40 губерний Российской империи, где было создано 2200 земских участков.

Согласно этому «Положению», все крестьянское самоуправление, созданное по реформе 1861 г., подчинялось земскому участковому начальнику, каковым мог быть только потомственный дворянин, назначаемый лично министром внутренних дел по представлению губернатора и предводителя губернского дворянства. Земским начальником мог быть только помещик, обладающий высоким имущественным цензом (свыше 200 десятин земли), с высшим образованием и трехлетним стажем работы на государственной службе или в качестве мирового посредника.

Земский участковый начальник получал неограниченную административно-полицейскую власть на территории вверенного ему участка, поскольку именно он осуществлял тотальный надзор за деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений, мог отменять любое их решение, смещать избранных должностных лиц сельского самоуправления (волостных и сельских старост), подвергать их телесным наказаниям и т. д.

В соответствии с этим «Положением» земские начальники получали практически неограниченную судебную власть, поскольку все члены волостных мировых судов, ранее избираемые крестьянами, теперь стали назначаться ими. Кроме того, земский начальник мог отменить любое постановление волостного суда, а самих судей отстранять от должности, подвергнуть штрафу, телесному наказанию и даже аресту.

Все постановления земского начальника были окончательными и не подлежали обжалованию. В рамках одного уезда учреждался съезд земских начальников.

Надо сказать, что ряд современных авторов (Н. Троицкий), полагают, что эта контрреформа носила явно крепостнический характер, поскольку даже московский генерал-губернатор, князь В. Долгоруков, писал министру внутренних дел графу Д. Толстому, что «среди крестьян бродит подозрение, что новые органы правительственной власти есть не что иное, как первый шаг к их вторичному закрепощению». Однако их оппоненты (П. Савельев) не согласны с подобной трактовкой данного закона, поскольку считают, что он не затронул самих принципов выборности земств.

2. Вторым нормативным актом в программе контрреформ стало новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», подписанное Александром III 12 июня 1890 г. Формально этот акт сохранял принципы бессословности и выборности земств, однако в действительности эти принципы были серьезно ущемлены. По новому «Положению»выборность крестьянских представителей в земство упразднялось, поскольку отныне крестьяне могли избирать только кандидатов, из числа которых губернатор, с подачи съезда земских начальников, назначал гласных земства. Далее, бессословная избирательная курия землевладельцев превращалась в сословную курию дворян-землевладельцев. Имущественный ценз для дворян сокращался вдвое, а число гласных от этой курии значительно увеличивалось. Резко был повышен имущественный ценз для городской курии, вследствие чего более половины прежних избирателей-горожан теряли избирательное право.

В результате всех этих нововведений во всех уездных и губернских земских учреждениях существенно поднялся удельный вес дворян-помещиков. Так, в земских уездных собраниях с 42% до 55%, а в губернских собраниях – с 74% до 90%. Еще выше доля помещиков была в составе уездных (72%) и губернских (94%) управ.

Кроме того, по новому «Положению», значительно ущемлялись права земств и, напротив, возрастали функции губернской администрации. Губернатор мог отменить любое постановление земств, контролируя их деятельность через специально созданный орган государственной власти – Губернское присутствие по земским делам в составе губернатора, губернского прокурора, губернского предводителя дворянства и четырех местных дворян-землевладельцев. Однако исторический опыт показал, что все попытки царского правительства «одворянить» земства и превратить их в придаток государственной машины не увенчались успехом. Более того, ряд ученых (П. Зайончковский) справедливо писал, что «земская контрреформа не изменила оппозиционной сущности земских органов».

3. Третьим нормативным актом стало новое «Городовое положение», утвержденное Александром III 11 июня 1892 г., в соответствии с которым были значительно урезаны избирательные права горожан путем резкого поднятия избирательного ценза. Теперь право избирать гласных городских дум, было предоставлено только владельцам недвижимого имущества, т. е. крупным домовладельцам, каковыми преимущественно являлись дворяне и чиновники. В результате этого в городском управлении стала главенствовать не торгово-промышленная буржуазия, а дворянско-чиновничья корпорация.

Несмотря на столь радикальные изменения, городское самоуправление было поставлено еще под более жесткий контроль со стороны государства. Губернатор не только контролировал, но и направлял деятельность городских дум и городских управ. Отныне все городские головы и члены городских управ стали считаться состоящими на государственной службе чиновниками, а не избранными представителями горожан.

4. На протяжении всех 1880-х гг. правительство Александра III издало серию законодательных актов, которые в совокупности стали решающим шагом на пути проведения судебной контрреформы:

а) 14 августа 1881 г. связи с публикацией правительственного распоряжения «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» была существенно ограничена гласность в судопроизводстве по политическим делам и прекратилась публикация отчетов этих заседаний.

б) 20 мая 1885 г. при Правительствующем Сенате было создано Высшее дисциплинарное присутствие, которое по представлению генерал-прокурора и министра юстиции могло перемещать и даже смещать судей Окружных судов и Судебных палат. Таким образом, был нарушен второй краеугольный камень демократической системы судоустройства – несменяемость судей.

Санкт Петербург в конце 19 века

Рис. 5. Санкт Петербург в конце 19 века (Источник)

в)12 февраля 1887 г.Александр III подписал Указ, который давал право министру юстиции запрещать гласное разбирательство любого дела в суде. Во время обсуждения этого законопроекта в Государственном Совете он вызвал серьезные возражения со стороны многих высших сановников империи, в том числе его председателя Великого князя Михаила Николаевича и министра иностранных дел Николая Карловича Гирса. Однако, несмотря на то, что против этого законопроекта выступило большинство членов Госсовета (31 из 51), Александр III подписал его.

г)7 июля 1889 г. был издан закон, который серьезно ограничивал юрисдикцию присяжных заседателей, поскольку из их ведения изымались все уголовные преступления, предусмотренные 37 статьей «Уложения о наказаниях».

д)12 июля 1889 г. в связи с изданием «Положения о земских участковых начальниках», по сути, были ликвидированы все мировые суды, юрисдикция которых стала прерогативой земских начальников. Таким образом, нарушался еще один краеугольный камень демократической системы судоустройства – независимость суда от администрации. Попутно этот закон подрывал бессословный характер судебной системы, поскольку земскими начальниками могли быть только потомственные дворяне.

В 1894 г. новый министр юстиции и генерал-прокурор Сената Николай Валерьянович Муравьев по согласованию с Александром III начал работу по пересмотру всех «Судебных уставов», введенных в 1864 г., однако скоропостижная смерть императора прервала эту работу и не довела судебную контрреформу до логического конца. 

Социально-экономическая политика правительства

Даже такой ненавистник царя-патриота и апологет революционных народников, как профессор Н. Троицкий, вынужден признать, что время правления Александра III «не было беспросветным во всех отношениях», поскольку «наблюдался заметный экономический прогресс» и Российская империя за долгие годы своего существования впервые «добилась финансовой стабилизации». Все эти достижения стали возможны, прежде всего, потому, что во главе финансово-экономического блока правительства стояли такие видные представители «либеральной бюрократии», как Николай Христианович БунгеИван Александрович Вышнеградский и Сергей Юльевич Витте, которые поочередно сменяли друг друга на ключевом посту министра финансов Российской империи.

а) Аграрно-крестьянский вопрос

Надо признать, что политика правительства в этой сфере носила довольно противоречивый и непоследовательный характер, сочетая в себе как прогрессивные, так и консервативные черты. В начале 1880-х гг. по инициативе нового министра финансов Н. Бунге (рис. 6) вышло несколько законодательных актов, ставших логическим продолжением аграрных и финансовых преобразований 1860-х гг.:

 Бунге Н.Х.

Рис. 6. Бунге Н.Х. (Источник)

1.28 декабря 1881 г. Александр III подписал Указ о существенном снижении всех выкупных платежей за надельную землю и о прекращении с 1 января 1883 г.временнообязанного состояниякрестьян, не вышедших на выкуп земли.

2. 18 мая 1882 г. император подписал еще два прогрессивных законодательных акта:Один из них отменял архаичную подушную подать и вводил с 1 января 1887 г. более прогрессивный в налог с имущества. Другой законодательный акт учреждал Крестьянский поземельный банк, который был призван снять остроту аграрного вопроса путем выдачи крестьянам или сельским общинам льготных кредитов на приобретение земли. По данным отечественных историков, в результате деятельности Крестьянского поземельного банка только в 1883–1900 гг. крестьянам и их общинам было продано свыше 5 млндесятин земли, в результате чего резко возросло количество крестьянских хозяйств капиталистического типа.

Наряду с прогрессивными мерами правительства, в 1880–1890-е гг. была издана целая серия законодательных актов, направленная на консервацию патриархальных устоев крестьянской семьи и крестьянской общины. В частности, чтобы предотвратить участившиеся земельные разделы в крестьянской семье, в марте 1886 г. правительство издало закон, по которому семейный раздел земли мог быть осуществлен только с согласия «большака», т. е. главы семейства, и с разрешения квалифицированного большинства членов сельского схода.

Важное место в аграрно-крестьянской политике самодержавия занимала проблема крестьянской поземельной общины. Еще во время подготовки и проведения аграрной реформы 1861 г. среди государственных чиновников определились как противники, так и сторонники сохранения общины. Первые полагали (Н. Милютин), что подворное крестьянское землевладение создаст мощный слой собственников, который станет надежной опорой социальной стабильности в стране. Другие (В. Панин, П. Гагарин) рассматривали общину как основной фискально-полицейский институт в деревне и важнейший фактор, предотвращающий пролетаризацию крестьянства.

Исходя из этих соображений, в конце 1880 – начале 1890-х гг. был издан целый пакет законодательных актов, направленных на укрепление крестьянской общины:

1. 13 июня 1889 г. правительство специальным законодательным актом существенно ограничило свободное переселение крестьян и обязало местную администрацию насильно высылать переселенцев на прежние места их проживания.

2. 8 июня 1893 г. был издан закон, который серьезно ограничил земельные переделы в крестьянской общине. В соответствии с его основными положениями разрешалось проводить очередной передел земли не чаще одного раза в 12 лет, причем с согласия квалифицированного большинства домохозяев, проживающих в данной общине.

3. 14 декабря 1893 г. вышел очередной законодательный акт «О некоторых мерах к предупреждению отчуждаемости крестьянских надельных земель», в соответствии с которым запрещалось закладывать в банки крестьянские надельные земли, а арендная сдача наделов земли ограничивалась пределами крестьянской общины. По этому же закону отменялись некоторые «Положения о выкупе земли» 1861 г., по которому крестьяне могли досрочно выкупить свои наделы земли и выделиться из общины.

б) Реформа финансовой системы

В апреле 1881 г., после отставки А. Абазы, новым министром финансов Российской империи был назначен Николай Христианович Бунге, который получил от своего предшественника довольно тяжелое наследство: общая сумма государственного долга составляла более 6 млрд. рублей, а государственный бюджет страдал хроническим дефицитом. Для того чтобы кардинально решить проблему финансового оздоровления страны, Н. Бунге предложил использовать следующие источники доходов:

1. После отмены подушной подати, сбор которой всегда был головной болью русского правительства, были значительно увеличены прямые и косвенные налоги с разных видов движимого и недвижимого имущества, в частности с земли, с городских усадеб, с торгово-промышленных предприятий, с доходов по денежным вкладам и т. д.

2. Были введены новые налоги с наследства и паспортов, а также значительно увеличены таможенные сборы практически со всех импортных промышленных товаров.

Все эти меры позволили существенно оздоровить финансовую систему страны и значительно уменьшить размер государственного долга, однако решить проблему бюджетного дефицита так и не удалось.

В январе 1887 г. под давлением консервативной части своего окружения Александр III сместил Н. Бунге со своего поста и назначил его на высокий, но малозначимый пост председателя Комитета Министров. Новым главой финансового ведомства стал Иван Александрович Вышнеградский, который энергично взялся за решение проблемы бюджетного дефицита. Но, в отличие от своего предшественника, И. Вышнеградский сделал ставку на чисто административные, а не экономические меры. В результате ему удалось резко увеличить сбор всех недоимок и жестко контролировать поступление в казну многочисленных прямых и косвенных налогов. Кроме того, он добился от зарубежных кредиторов согласие на конвертирование всех иностранных займов в один заем и снижение учетной ставки по нему с 5 до 4%.

Всеми этими жесткими и энергичными мерами И. Вышнеградскому удалось увеличить доходную часть бюджета более чем на 200 млн рублей и не только ликвидировать бюджетный дефицит, но и добиться первичного профицита, т. е. превышения доходов над расходами. Кроме того, при нем был создан огромный золотой запас в размере 530 млн рублей, что позволило новому министров финансов, Сергею Юльевичу Витте, провести знаменитую денежную реформу1895–1897 гг.

Не следует также забывать и тот общеизвестный факт, что именно при Александре III, в 1893 г., начался самый мощный в истории России промышленный подъем, который позволил ей войти в ведущую пятерку промышленно-развитых стран мира.

Таким образом, умирая в октябре 1894 г. от тяжелой болезни почек, выдающийся российский самодержец оставил своему сыну Николаю II неплохое наследство. Но тот не смог в должной мере распорядиться им.

Список литературы

  1. Боханов А.Н. Император Александр III. – М., 1998.
  2. Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. – М., 1970.
  3. Савельев П.Ю. Внутренняя и внешняя политика Александра III. – М., 2001.
  4. Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в конце XIX века. – Л., 1973.
  5. Троицкий Н.А. История России в XIX веке. – М., 2003.
  6. материал использован с сайта https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/10-klass/rossiya-v-1881-1894-gg/aleksandr-iii-lichnost-vnutrennyaya-i-vneshnyaya-politika-rossii-v-1881-1894-gg

Внешняя политика Александра III

У России есть только один союзник из всех возможных.
Это ее армия и флот.

Александр III
С. Трубецкой. Памятник Александру III
  • Александр 3 назван современниками «Миротворцем». Почему?

С. Ю. Витте в его «Воспоминаниях»:
«Главнейшая заслуга императора Александра III в том, что он процарствовал 13 лет мирно, не имея ни одной войны…, но он дал России эти 13 лет мира и спокойствия не уступками, а справедливой и непоколебимой твердостью. Он сумел внушить за границей уверенность, с одной стороны, в том, что он не поступит несправедливо по отношению к кому бы то ни было, не пожелает никаких захватов; все были покойны, что он не затеет никакой авантюры».

Благодаря своей внешней политике Александр 3 получил прозвище «царь-миротворец». Он стремился сохранить мир со всеми соседями. Однако это не значит, что у самого императора не было более далеких и конкретных целей. Главными «союзниками» своей империи он считал армию и флот, которым уделял много внимания. Кроме того, тот факт, что за внешней политикой император следил лично, говорит о приоритетности этого направления для Александра 3. В статье рассмотрены основные направления внешней политики Александра 3, а также анализируется, где он продолжал линию предыдущих императоров, а где ввел нововведения.

Основные задачи внешней политики

Внешняя политика Александра 3 имела следующие основные задачи:
— Уклонение от войны на Балканах. Абсурдные и предательские действия Болгарии буквально втягивали Россию в нову. войну, не выгодную для нее. Ценой сохранения нейтралитета стала потеря контроля над Балканами.
— Поддержание мира в Европе. Благодаря позиции Александра 3 удалось избежать сразу несколько войн.
— Решение проблем с Англией по разделу сфер влияния в Средней Азии. В результате между Россией и Афганистаном удалось установить границу
Основные направления внешней политики Александра 3

Александр III и Балканы

После русско-турецкой войны 1877-1878 годов Российская империя окончательно утвердилась в роли защитника южнославянских народов. Главный итог войны – образование независимого государства Болгария. Ключевым фактором в этом событии выступила российская армия, которая не только инструктировала болгарскую, но и сама воевала за независимость Болгарии. В результате Россия надеялась получить в лице тогдашнего правителя Александра Баттенберга надежного союзника, имеющего выход к морю. Тем более, на Балканах все больше усиливается роль Австро-Венгрии и Германии. Империя Габсбургов присоединила Боснию, а также усиливала свое влияние на Сербию и Румынию. После того, как Россия помогла болгарам создать свое государства, специально для них была разработана конституция. Однако в 1881 году Александр Баттенберг провел государственный переворот и отменил недавно принятую конституцию, установив фактически единоличное правление.Эта ситуация могла угрожать сближению Болгарии с Австро-Венгрией, или же началом нового конфликта с Османской империей. В 1885 году Болгария и вовсе напала на Сербию, чем еще больше дестабилизировала ситуацию в регионе. В результате Болгария присоединила Восточную Румелию, чем нарушила условия Берлинского конгресса. Это грозило началом войны с Османской империей. И вот тут проявились особенности внешней политики Александра 3. Понимаю бессмысленность войны за интересы неблагодарной Болгарии, император отозвал из страны всех российских офицеров. Это было сделано для того, чтобы не втягивать Россию в новый конфликт, тем более вспыхнувший по вине Болгарии. В 1886 году Болгария разорвала дипломатические отношения с Россией. Созданная фактически усилиями российской армии и дипломатии независимая Болгария, начав проявлять чрезмерные тенденции к объединению части Балкан, нарушив международные договора (в том числе с Россией), вызвала серьезную дестабилизацию в регионе.
Поиск новых союзников в Европе
До 1881 года фактически действовал «Союз трех императоров», подписанный между Россией, Германией и Австоро-Венгрией. Он не предусматривал совместных военных действий, фактически был договором о ненападении. Однако в случае европейского конфликта он мог стать основой для образования военного союза. Именно в этот момент Германия заключила еще один тайный союз с Австро-Венгрией против России. Кроме того, в союз была втянута Италия, на окончательное решение которой повлияли противоречия с Францией. Это было фактическое закрепление нового европейского военного блока – Тройственного союза.В этой ситуации Александр 3 вынужден был начать поиски новых союзников. Окончательной точкой в разрыве отношений с Германией (несмотря на родственные связи императоров двух стран) послужил «таможенный» конфликт 1877 года, когда Германия значительно повысила пошлину на российские товары. В этот момент произошло сближение с Францией. Договор между странами был подписан в 1891 и стал основой формирования блока «Антанта». Сближение с Францией на данном этапе смогло предотвратить франко-германскую войну, а также назревающий конфликт России с Австро-Венгрией.

Азиатская политика

В период правления Александра 3 в Азии для России было две сферы интересов: Афганистан и Дальний Восток. В 1881 году российская армия присоединила Ашхабад, была образована Закаспийская область. Это вызвало конфликт с Англией, так как ее не устраивало приближение российской армии к ее территориям. Ситуация грозила войной, даже ходили разговоры о попытках создания в Европе антироссийской коалиции. Однако в 1885 году Александр 3 пошел на сближение с Англией и стороны подписали договор о создании комиссии, которая должна была установить границу. В 1895 году граница была окончательно проведена, тем самым уменьшилось напряжение в отношениях с Англией.

В 1890-х годах началось стремительное усиление Японии, что могло нарушить интересы России на Дальнем Востоке. Именно поэтому в 1891 году Александр 3 подписал указ о сооружении Транссибирской железной дороги.

На каких направления внешней политики Александр 3 придерживался традиционных подходов

Что касается традиционных подходов во внешней политике Александра 3, то они заключались в стремлении сохранить роль России на Дальнем Востоке и Европе. Для этого император был готов заключать союзы с европейскими странами. Кроме того, как и множество российских императоров, Александр 3 большое влияние уделял усилению армии и флота, которых он считал «главными союзниками России».

В чем проявились новые черты внешней политики Александра  III

Анализируя внешнюю политику Александра III, можно найти ряд черт, которые не были присущи правлению предыдущих императоров:

  • Стремление выступить стабилизатором отношений на Балканах. При любом другом императоре, конфликт на Балканах не прошел бы без участия России. В ситуации конфликта с Болгарией возможен был сценарий силового решения проблемы, который мог привести к войне либо с Турцией, либо с Австро-Венгрией. Александр понимал роль стабильности в международных отношениях. Именно поэтому Александр 3 не ввел войска в Болгарию. Кроме того, Александр понимал роль Балкан для стабильности в Европе. Его выводы оказались правильными, ведь именно эта территория в начале ХХ века окончательно стала «пороховым погребом» Европы, и как раз в этом регионе страны начали Первую мировую войну.
  • Роль «примирительной силы». Россия выступала в роли стабилизатора отношений в Европе, тем самым предотвратила войну с Австрией, а также войну Франции и Германии.
  • Союз с Францией и примирение с Англией. В середине ХІХ столетия многие были уверенны в будущем союзе с Германией, а также в прочности этих отношений. Однако в 1890-х началось заключение союзов с Францией и Англией.И еще одним небольшим нововведением, по сравнению с Александром 2, был личный контроль за внешней политикой. Александр 3 отстранил предыдущего министра иностранных дел А.Горчакова, который фактически определял внешнюю политику при Александре 2, и назначил послушного исполнителя Н.Гирса.
    Если подводить итог 13-летнему правлению Александра 3, то можно сказать, что во внешней политике он занимал выжидательную позицию. Для него не было «друзей» в международных отношениях, а были, в первую очередь, интересы России. Однако достигать их император стремился через мирные договоренности.

Итоги:

  1. В Азии территории России увеличились на 430 тыс. кв. км.
  2. Выстроились союзнические отношения с Францией, что выразилось, в частности, в многомиллионных кредитах и в том, что один из центральных мостов Парижа был назван в честь Александра III.
  3. Удалось избежать открытого конфликта с Англией и Германией и сохранить уважение немецких кайзеров.
  4. Александр III получил прозвище «Миротворец», так как, «получив Россию при стечении самых неблагоприятных политических конъюнктур, глубоко поднял международный престиж России без пролития капли русской крови» (С. Ю. Витте).

Завершение правления Александра III.

В частной жизни российский император также разительно отличался от своих предшественников. У него не было любовниц, и он очень любил свою жену Марию Александровну. В то время как большинство монарших браков заключалось по расчету, этот был по любви. Александр был простым человеком, носил обычную, часто потрепанную одежду, не баловал себя, обладал крепким здоровьем и походил со своим ростом 193 см на русского богатыря. Он привык экономить, например, вместо дорогих французских вин, предпочитал кавказские и крымские. Сократил число своей прислуги до минимума.

17 октября 1888 года поезд императора в Харьковской губернии сошел с рельс. Во время крушения 21 человек погиб и множество было ранено. По официальной версии, причиной катастрофы стало плохое состояние железнодорожного полотна и превышение скорости. Однако историк-железнодорожник Михаил Таубе и военный министр Сухомлинов были уверены, что помощник повара, связанный с революционерами подложил бомбу, а сам сошел на предыдущей станции и позже скрылся в Европе.

Когда помощь подоспела в вагону-ресторану, где в момент аварии находилась императорская семья, спасатели застали такую картину: всероссийский император лично руками держал рухнувшую крышу вагона-ресторана, пока выбиралась его семья и домочадцы.

После этого случая император стал часто жаловаться на боли в пояснице. Сильная нагрузка стала причиной почечной недостаточности. Через несколько лет у государя развился интерстициальный нефрит, который дал осложнение на легкие. В 1894 году богатырь Александр уже превратился в свою бледную копию.

20 октября 1894 года всероссийский император умер в Крыму, в Ливадийском дворце, а похоронен, по сложившейся семейной традиции, в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.